Музыкальная психология, наяду с общей психологией, изучается с
древнейших времен. Первые ростки музыкальной психологии как науки мы
находим в работах античных философов. Так, в работах Пифагора/VI век до
н.э./, его учении об эвритмии, под которой понималась
способность человека находить верный ритм во всех жизненных
проявлениях. От Пифагора идет традиция сравнивать общественную
деятельность, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором
каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль.
Пифагором также было установлено, что мелодии и ритмы оказывают
соответствующее влияние на души людей. Различались мелодии против
уныния и душевных переживаний, против раздражения, гнева и других
душевных недугов.
По мнению другого греческого философа – Платона/V век до н.э./ -
могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая
музыка в нем звучит, в каких ладах и ритмах. Платон и его последователи
считали, что в государстве допустима только та музыка, которая
помогает возвыситься человеку.
Аристотель /IV век до н.э./ вслед за Пифагором и Платоном считал
музыку средством гармонизации индивида с обществом. В своих трудах
Аристотель разработал учение о
мимесисе, в котором раскрывались
представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на
него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция
«катарсиса», согласно которой в душе зрителя и слушателя
древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных
аффектов. Когда в процессе глубокого сопереживания человек очищается
духовно, его душа поднимается от своей частности, единичности до
всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни.
Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению
психики. Музыка, звучащая в одних ладах делает человека жалостливым и
размягченным; звучание других ладов способствует раздражению или
возбуждению. Так дорийский, фригийский, лидийский оказывают
положительное воздействие на психику и здоровье человека, а музыку,
написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения
не допускать. Аналогичные предписания касались и музыкальных
инструментов.
Древние греки именовали необразованного человека «ахореутос», что в
переводе означало индивида, не умеющего петь, танцевать, играть на
музыкальном инструменте и, следовательно, не пригодного для участия в
«хорейе» - так называлось музыкально-хореографическое действо,
объединяющее всех жителей древнегреческого полиса в единое целое.
У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся
воздействия музыки на психическое состояние человека: в эпосе об
Одиссее, когда от музыки и пения его рана перестала кровоточить, в
деятельности сурового царя Спарты Ликурга, который сам сочинял музыку
для своего войска, в работах Демокрита, Платона и др.
В древнем Китае музыка считалась символом порядка и цивилизации, она
составляла важнейший элемент воспитания молодёжи и входила в число
наук, обязательных для изучения. Известно, например, что Конфуций /VI
век до н.э./ сам играл на цине и т.д.
В Индии древние врачи использовали музыку в качестве лечебного
средства. (См.кн: Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997, с.10)
В средние века музыкальная психология получила свое развитие на
Востоке в трудах великих ученых Фараби, Ибн Сины, Джами, Мараги, Кавкаби
и др. /IX- XVI вв./. Например, Фараби /873-950/ в «Большой книге о
музыке» пишет о большом воздействии музыки не психологию и душевный мир
человека. Музыка может радовать, веселить, успокаивать и быть
задумчивой и спокойной, быть призывной и в то же время усыплять людей.
Ибн-Сина /980-1037/ говорил о целительном значении музыки и для души, и
для тела. Он описывал восприятие музыки как с физиологической точки
зрения, так и с психологической. Абдурахман Джами /1414- 1492/ в
«Трактате о музыке» пишет о восприятии интервалов, в их консонирующем и
диссонирующем значении как в мелодическом, так и в гармоническом их
сочитании.
В средние века на Западе музыкальная психология получила свое
развитие в работах музыкантов-теоретиков: Боэций, Гвидо Аретинский,
Царлино /XVII-XVIIIвв./, в трудах музыкантов-философов Кунау, Кирхера,
Маттесона и др.
Собственно же научная музыкальная психология берет свое начало в
труде немецкого естествоиспытателя Германа Гельмгольца /1821-1894/ -
«Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки».
Гельмгольц разработал резонансную теорию слуха, согласно которой
слуховые ощущения возникают в нас благодаря резонированию внутренних
органов слуха в ответ на внешние воздействия.
Разработку физиологических основ музыкальной психологии мы находим в
трудах ученых-физиологов И.М.Сеченова /1829-1905/ «Рефлексы головного
мозга» и И.П.Павлова /1849-1936/ учении о высшей нервной деятельности,
рефлекторном характере психики, изучение 2-й сигнальной системы.
Большой вклад в развитие науки внесли психологи, музыковеды Карл
Штумпф /1848-1936/ «О психологическом происхождении пространственных
представлений», «Психология музыкальных восприятий» /т1-2/, Курт Закс
/1881-1959/, а также их последователи М.Майер, Г.Ревеш, В.Кёллер.
Значительный вклад в развитие музыкальной психологии внесли:
Э.Жак-Далькроз, Н.А.Гарбузов, С.М. Майкапар, Б.В.Асафьев, Ю.Н.Тюлин,
Б.М.Теплов, М.В.Блинова, Л.А.Мазель, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский,
Г.С.Тарасов, Ю.Б.Алиев, З.Рикявичус, Л.Комес и др.