пятница, 6 ноября 2015 г.

Музыке не надо учиться

Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах покорял своих современников виртуозной игрой на органе. Один из его слушателей как-то спросил Баха:
— Вы исполняете любую музыку очень непринужденно. Наверное, выучиться так играть очень легко. Вы не скажете, как можно это сделать побыстрее?
— Для того чтобы исполнять музыку, вообще не надо учиться, -ответил Бах. В этом, конечно же, нет ничего сложного. Надо только ... в нужное время пальцами нажимать на нужные клавиши. 

воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Ссылки

МУЗЫКАЛЬНЫЕ

http://www.lafamire.ru/ - таблицы, диктанты

http://borovik.ucoz.ru/ - сайт Т. Боровик

http://muzruk.info - головоломки

http://www.music-dic.ru/ - музыкальный словарь

http://www.pers.ru/cgi-bin/file.cgi?type=23 - музыкальные флеш-игры

http://enc-dic.com/enc_music/Avstralijskaja-Muzyka-115.html - музыкальная энциклопедия

http://svlkmuusika.blogspot.ru/2011/03/blog-post_3748.html - блог учителя музыки

http://www.all-2music.com/solfeggio/ - репетитор по сольфеджио

http://musstudent.ru/ - ноты, игры, методички

http://intoclassics.net/news/2013-03-09-19793 - учебники по сольфеджио

http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_0_734.pdf - музыкальные кроссворды

http://music-fantasy.ru/ - музыкальные фильмы, мультфильмы

http://music-education.ru/karta-saita/?pg=3 - музыкальная школа он-лайн

http://www.openclass.ru/sub/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

http://virartech.ru/flash-apps/circle-of-fifths/ - он-лайн обучающие игры по музыке


ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

http://pedsovet.su - публикации педагогов

http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования

http://pedmir.ru - журнал "Педагогический мир"

http://pedagog21wek1.ucoz.ru/ - методические разработки педагогов


https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=9863&showentry=1365 - сообщество учителей

http://petersburgedu.ru/ - портал "Петербургское образование"


***

http://jazzbutik.ru/ - Джаз-бутик




воскресенье, 4 августа 2013 г.

Из истории музыкальной психологии

Музыкальная психология, наяду с общей психологией, изучается с древнейших времен. Первые ростки музыкальной психологии как науки мы находим в работах античных философов. Так, в работах Пифагора/VI век до н.э./, его учении об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях. От Пифагора идет традиция сравнивать общественную деятельность, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль. Пифагором также было установлено, что мелодии и ритмы оказывают соответствующее влияние на души людей. Различались мелодии против уныния и душевных переживаний, против раздражения, гнева и других душевных недугов.
По мнению другого греческого философа – Платона/V век до н.э./ - могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и ритмах. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только та музыка, которая помогает возвыситься человеку.
Аристотель /IV век до н.э./ вслед за Пифагором и Платоном считал музыку средством гармонизации индивида с обществом. В своих трудах Аристотель разработал учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция «катарсиса», согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. Когда в процессе глубокого сопереживания человек очищается духовно, его душа поднимается от своей частности, единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни.
Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Музыка, звучащая в одних ладах делает человека жалостливым и размягченным; звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так дорийский, фригийский, лидийский оказывают положительное воздействие на психику и здоровье человека, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения не допускать. Аналогичные предписания касались и музыкальных инструментов.
Древние греки именовали необразованного человека «ахореутос», что в переводе означало индивида, не умеющего петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте и, следовательно, не пригодного для участия в «хорейе» - так называлось музыкально-хореографическое действо, объединяющее всех жителей древнегреческого полиса в единое целое.
У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека: в эпосе об Одиссее, когда от музыки и пения его рана перестала кровоточить, в деятельности сурового царя Спарты Ликурга, который сам сочинял музыку для своего войска, в работах Демокрита, Платона и др.
В древнем Китае музыка считалась символом порядка и цивилизации, она составляла важнейший элемент воспитания молодёжи и входила в число наук, обязательных для изучения. Известно, например, что Конфуций /VI век до н.э./ сам играл на цине и т.д.
В Индии древние врачи использовали музыку в качестве лечебного средства. (См.кн: Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997, с.10)
В средние века музыкальная психология получила свое развитие на Востоке в трудах великих ученых Фараби, Ибн Сины, Джами, Мараги, Кавкаби и др. /IX- XVI вв./. Например, Фараби /873-950/ в «Большой книге о музыке» пишет о большом воздействии музыки не психологию и душевный мир человека. Музыка может радовать, веселить, успокаивать и быть задумчивой и спокойной, быть призывной и в то же время усыплять людей. Ибн-Сина /980-1037/ говорил о целительном значении музыки и для души, и для тела. Он описывал восприятие музыки как с физиологической точки зрения, так и с психологической. Абдурахман Джами /1414- 1492/ в «Трактате о музыке» пишет о восприятии интервалов, в их консонирующем и диссонирующем значении как в мелодическом, так и в гармоническом их сочитании.
В средние века на Западе музыкальная психология получила свое развитие в работах музыкантов-теоретиков: Боэций, Гвидо Аретинский, Царлино /XVII-XVIIIвв./, в трудах музыкантов-философов Кунау, Кирхера, Маттесона и др.
Собственно же научная музыкальная психология берет свое начало в труде немецкого естествоиспытателя Германа Гельмгольца /1821-1894/ - «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки». Гельмгольц разработал резонансную теорию слуха, согласно которой слуховые ощущения возникают в нас благодаря резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние воздействия.
Разработку физиологических основ музыкальной психологии мы находим в трудах ученых-физиологов И.М.Сеченова /1829-1905/ «Рефлексы головного мозга» и И.П.Павлова /1849-1936/ учении о высшей нервной деятельности, рефлекторном характере психики, изучение 2-й сигнальной системы.
Большой вклад в развитие науки внесли психологи, музыковеды Карл Штумпф /1848-1936/ «О психологическом происхождении пространственных представлений», «Психология музыкальных восприятий» /т1-2/, Курт Закс /1881-1959/, а также их последователи М.Майер, Г.Ревеш, В.Кёллер.
 Значительный вклад в развитие музыкальной психологии внесли: Э.Жак-Далькроз, Н.А.Гарбузов, С.М. Майкапар, Б.В.Асафьев, Ю.Н.Тюлин, Б.М.Теплов, М.В.Блинова, Л.А.Мазель, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов, Ю.Б.Алиев, З.Рикявичус, Л.Комес и др.

пятница, 12 апреля 2013 г.

Музыка развивает мозг

Желание многих родителей — воспитать своего ребенка всесторонне развитой гармоничной личностью. Если вы все еще думаете, в какой сфере ваш малыш лучше разовьет интеллект, выбирайте музыку. Канадские ученые провели исследование, которое показало, что занятие музыкой до 7 лет интенсивно развивает мозговую деятельность.

Как известно, любая деятельность, особенно интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.

Можно ли назвать во Вселенной более сложное образование, чем человеческий мозг? На Земле таковые неизвестны. Наш мозг содержит около триллиона клеток, из которых 100 миллиардов — нейроны, каждый из которых связан с тысячами других. Формирующиеся в процессе развития мозга межнейрональные комплексы и межцентральные связи лежат в основе его интеграции. По мере созревания мозга степень интеграции нарастает. И только при этом условии он способен к обучению и формированию высших психических функций.

Но чем же так полезна для мозга музыкальная деятельность и что обнаружили канадские ученые? Специалисты установили, что работа рук координируется со слуховым и зрительным восприятием, и возникает больше нервных волокон, соединяющих правое и левое полушарие.

По их утверждению, возраст 6–7 лет является тем периодом, когда музыкальное образование может производить позитивные изменения, влияющие на двигательные способности человека и структуру мозга.

«Во время обучения игре на музыкальном инструменте требуется координация между руками и визуальными или звуковыми раздражителями, — рассказала профессор психологии Вирджиния Пенхьюн из Университета Конкордии. — Практика занятий на музыкальных инструментах до семи лет повышает вероятность нормального созревания связей между моторной и сенсорной областями мозга, создавая основу, на которой легче построить по­стоянное обучение».

Исследователи провели эксперимент с 36 музыкантами. Половина из них получила музыкальное образование в возрасте до семи лет, оставшиеся начали заниматься музыкой намного позже. При этом общий стаж музыкального опыта участников был одинаков. Кроме того, эти две группы сравнивали с людьми, имеющими слабые познания о музыкальном образовании или не имеющие его вообще.

При сравнении двигательных навыков оказалось, что музыканты, начавшие свою карьеру в раннем возрасте, точнее выполняли задания уже после первых двух дней практики. А сравнение мозга участников показало, что у «юных» музыкантов больше нервных волокон, соединяющих оба полушария.

Такие наблюдения привели ученых к выводу, что мозг изменяется под воздействием занятий музыкой только в раннем детстве или же не меняется вообще.

Какие еще доказательства нужны, чтобы понять, что музыка — прекрасный и полезный вид деятельности?!

воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Ссылки на бесплатные нотные сетевые ресурсы

Список ссылок на бесплатные нотные сетевые ресурсы:

1 - прежде всего, грандиозный архив - imslp.org/wiki/Category:Composers - бесспорно, самый полный и постоянно развивающийся
2 - родственный предыдущему сайт (тоже в рамках википедии существующий), но посвящен исключительно музыке хоральной - http://www.cpdl.org/wiki/index.php/Main_Page
3 - сайт - http://www.musicaviva.com/ - на который, по-преимуществу, идут ссылки с предыдущего ресурса
4 - богатейший нотный архив Бориса Тараканова - http://notes.tarakanov.net/
5 - очень приличная подборка фортепианных нот на piano.ru - http://www.piano.ru/library.html
6 - большая коллекция нот - http://nlib.narod.ru/ - с mp3
7 - ноты Баха - http://bachmusic.narod.ru/
8 - органная музыка Баха - http://nlib.org.ua/pleno/
9 - органные и хоровые сочинения Регера - http://regermusic.narod.ru/
10 - любопытный сайт - http://sheetmusicarchive.net - но там бесплатно можно скачивать в сутки не более двух пьес:)
11 - родственный предыдущему сайт - http://www.sheetmusicfox.com/composers.html - в основном идут ссылки на предыдущий, но есть и самостоятельные разделы, например с нотами Букстехуде - http://www.sheetmusicfox.com/Buxtehude/ или Фробергера - http://www.sheetmusicfox.com/Froberger/
12 - весь (!!!) Моцарт - http://dme.mozarteum.at/DME/nma/start.php?l=2 - включая оперы, симфонии, концерты.. в общем - все!
13 - сайт с нотами Бетховена - http://www.classicmp3.ru/notes.html - партитуры концертов, мессы и т.п...
14 - интересная подборка - http://www.bh2000.net/score/ - весь фортепианный Брамс, Шуберт и Шуман.. А также орган (Бах, Пахельбель, Фробергер, Букстехуде..) и масса партитур Бетховена - Брамса - Моцарта - Чайковского..
15 - интересный сайт - http://www.free-scores.com
16 - http://mutopiaproject.org/browse.html#byComposer - много Баха и много других композиторов..
17 - коллекция нот на сайте Даниэля Ройзмана - http://roisman.narod.ru/compnotes.htm - в основном для разных составов с трубой, но есть и много другого интересного, например, все кантаты Баха, клавир "Дидоны и Энея" Перселла и т.п.
18 - специфическая коллекция нот на сайте Евгения Лыхина - http://www.lykhin.com/sheetmusic - из его собственного репертуара..
19 - небольшая коллекция Кельвина Смита - http://music.untraveledroad.com/ - в основном орган и хор.. Иллюстрированы mp3
20 - большая коллекция разнообразной вокальной музыки - http://www.cipoo.net/music_e.html
21 - http://www.russianplanet.ru/music/ (русские народные, неаполитанские, французские песни, а также романсы и популярные песни..)
22 - подборка ссылок на нотные сайты - http://www.rowy.net/sheet_music.html
23 - ссылки на ресурсы - http://www.vocalist.org.uk/free_sheet_music_links.html
24- интересный сайт старинной музыки - http://www.lysator.liu.se/~tuben/scores/
25 - манускрипты Люлли - http://gallica.bnf.fr/ - можно, наверняка, там найти что-то еще..
26 - Acadia Early Music Archive (см пункт 23) - http://ace.acadiau.ca/score/archive/ftp.htm - интересный сайт с нотами ренессансной и барочной музыки, но партитуры..
27- в основном партитуры камерных ансамблей.. (в большинстве, набраны в Finale) - http://www.gutenberg.org/browse/categories/4 - на прекрасном сайте Гуттенберг-проект (множество книг.. На англ, естественно..:))
28 - практически все ноты Алькана - http://alkan.assos.free.fr/alkan/04_partitions_en.html
29 - все четыре тома пьес Дюфли - http://jacques.duphly.free.fr/
30 - Хиндемит - "Ludus tonalis" (с mp3) - http://hindemith.narod.ru/notes.html
31 - Шостакович - 24 прелюдии и фуги - http://shostmusic.narod.ru/notes1.html
32 - педагогический репертуар для 4-ручного исполнения на фортепиано - http://www.quatre-mains.net/quatre-mains.html
33 - кое-какие ноты на сайте cadenza.ru - http://cadenza.ru/scores/index.php?c=7&sid=4f5c825496583fc0e010a1ff55b7aa54
34 - коллекция нот для фортепиано и других инструментов - http://www.zimmusic.com/pages/an_02_10.php
35 - ноты на форуме http://nephelemusic.ru/forum/ - надо залогиниться..
36 - небольшая коллекция на сайте "8 нот" - http://www.8notes.com/ ..
37 - педагогический репертуар на сайте "7 нот" - http://www.7not.ru/notes/
38 - педагогические пьесы в основном, но имеется и все 32 сонаты Бетховена - http://www.pianostreet.com/ (надо залогиниться)
39 - оперные клавиры - http://www.dlib.indiana.edu/variations/scores/scores.html ..
40 - ноты для кларнета - http://saferamida.googlepages.com/
41 - на форуме "Классика" раздел "Партитуры на бочку! или у кого что под подушкой" - http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=15052 - музыка современных композиторов, но в основном в виде коротко-живущих пандо-ссылок
42 - ноты сочинений Караманова - http://karamanov.narod.ru/score.htm
43 - http://vkgfx.com/scores/ - очень приличный, небанальный фортепианный ресурс
44 - список ссылок на сайте муз школы им. Римского-Корсакого - http://rimkor.edu.ru/index.php?option=com_weblinks&catid=75&Itemid=45
45 - нотный архив университета Рочестера - http://www.free-scores.com/frame-uk.php?url=https://urresearch.rochester.edu/handle/1802/292/browse-author&CATEGORIE=270&TITRE=University+of+Rochester+Libraries+(sheet+music+section
46 - http://www.henseltlibrary.org - библиотека им. Гензельта, где в свободном доступе представлено более двух тысяч редких нотных изданий с фортепианной музыкой 19 века
47 - http://www.gottschalk.fr - ресурс, посвященный творчеству Луи Готшалька (1829 - 1869), со множеством его нот.. Содержит также странички, посвященные Анри Герцу (1803 - 1888) и Стефану Геллеру (1813 - 1888) - с нотами
48 - http://community.livejournal.com/ua_scores/ - жж-сообщество по обмену нотами
49 - нотная библиотека М.Н. Махориной - http://igraj-poj.narod.ru/ - фортепианные и вокально-хоровае ноты для ДМШ
50 - нотный архив Вальтера Косанда - waltercosand.com/CosandScores/ (!!!)
51 - library.load.cd/ru/ - ноты для фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, органа и многих других инструментов, имеются клавиры опер и ораторий
52 - www.oper-um-1800.uni-koeln.de/ манускрипты опер итальянских и немецких композиторов 1770 - 1830 годов

Во второй раздел вошли сайты с коллекциями старинных нот салонной и танцевальной музыки (стоит зайти, чтобы хотя бы обложками восхититься!..), а также джазовые и прочие ресурсы с развлекательной музыкой:
1 - старинная салонная музыка (оригигалы!) из фондов австралийских библиотек (танго, регтаймы и т.п.) - http://www.musicaustralia.org/apps/MA?function=searchResults&formatType=scores&scope=scope
2 - прекрасная коллекция старинных американских нот (оригиналы!) (см пункт 23)- http://library.duke.edu/digitalcollections/hasm/browse
3 - коллекция старинных американских нот (оригиналы!) из архива Университета Индианы - www.dlib.indiana.edu/collections/inharmony
4 - аналогичная коллекция Университета Миссисипи - http://library.msstate.edu/ragtime/
5 - еще одна прекрасная коллекция старинных нот (оригиналы!) - http://levysheetmusic.mse.jhu.edu/
6 - сайт с нотами латиноамериканских Танго..:) - http://www.todotango.com/english/biblioteca/partituras/partituras_por_autor.asp - ноты в экранном разрешении, но зато можно послушать в оригинальном звучании.., и с пением..:).. Имеется Пьяцолла..
7 - 6 регтаймов - http://www.ragtimeradio.org/sheetmusic.html
8 - 4 регтайма - http://www.trachtman.org/ragtime/musicbooks.htm
9 - mainemusicbox.library.umaine.edu/musicbox/index.asp - старинные ноты популярной американской музыки из библитоек Bagaduce и Bangor
10 - www.lib.unc.edu/music/eam/index.html - ноты 19 века из коллекции Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл
11 - www.moltoallegro.com/ - фортепианные транскрипции джазовых композиций (J. Lawrence Cook, Adam Carroll, Victor Arden, Corrine de Bert, Erroll Garner, Keith Jarrett)