Виды попевок:
м.2 – «Ой, оса летит, жужжит, нас ужалить наровит»
б.2 – «Ёжик, ёжик, ты хорош, с нами песенки поёшь»
м.3 – «Очень грустный, скучный день»
б.3 – «День весёлый, солнечный»
ч.4 – «Ку-ка-ре-ку! Всех разбужу!»
ч.5 – «Иа, иа. Уши, хвостик, голова» (ослик)
м.6 – «В лесу срубили ёлочку»
б.6 – «В лесу родилась ёлочка»
м.7 – «Я с горки качусь, ничего не боюсь»
б.7 – «В сугроб – бух!»
ч.8 – «Жираф большой»
Виды образов:
1. Прима
– повторение одной ступени.
2. Секунда
- острое, резкое, звучание, когда звучит
гармонически (одновременно)
(На
фортепиано воспроизводятся начало
музыкальных произведений, которые
начинаются с интервала секунда)
«Ежик»
Кабалевский – изобразительный момент.
Секунда,
взятая последовательно (мелодически)
звучит жалобно, щемяще.
Примеры:
«Пусть
бегут» - В. Шаинский
«Элизе»
- Л. Бетховен
40 симфония
В. Моцарта
3. Терция
– звучание приятное, благозвучное.
«Как
пошли наши подружки» - начало в терцию
«Маленькой
елочке…»
4. Кварта
– призывно, резко, «Труба зовет!»
«Гимн
России».- «Россия, священная наша
держава…».
«В траве
сидел кузнечик»
5. Квинта
– пустое, холодное звучание – музыкальная
характеристика тевтонских рыцарей в
кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
6. Секста
– благозвучная, широкая. «В лесу родилась
елочка…»
7. Септима
– резкая, неблагозвучная, широкая
Виды характеристик и образов:
ч. 1 — чистая прима — Капельки или Птичка — звуки-близнецы, повторение одной и той же ступени (консонанс);
м. 2 — малая секунда— Мышка — мелодический интервал — жалобная интонация, гармонический интервал — острая (диссонанс);
б. 2 — большая секунда — Крыса — в гармоническом виде жесткий диссонанс, а в мелодическом — игривая;
м. 3 — малая терция — Кролик в клетке — минорный лад, близкие звуки; мягкая и темная в гармоническом виде; грустная (консонанс);
б. 3 — большая терция — Зайчик — мажорный лад (консонанс), светлый, свободный, резвый, веселый;
ч. 4 — чистая кварта — Ворона — жесткое, пустое звучание;
ч. 5 — чистая квинта — Одуванчик —
легкий, почти невидимый, пустое звучание, жесткое в басах, светлое в
верхнем регистре; задумчивый характер (консонанс);
м. 6 — малая секста — Грустный олень — минорный лад (консонанс);
б. 6 — большая секста — Мама-Олениха — мажорный лад, веселая олениха, стремительная (консонанс);
м. 7 — малая септима — «Я —
обезьянка Чи-чи!» — шутливое звучание, она сама о себе говорит, как бы
вступает в диалог со слушателями (диссонанс), но в гармоническом виде
встревоженное звучание (обезьянка заболела);
6. 7 — большая септима — Волк — резкое и хмурое, диссонирующее звучание;
ч. 8 — чистая октава — Жираф — звучание чистое и широкое, как бы шея жирафа вытягивается (совершенный консонанс).
Комментариев нет:
Отправить комментарий