суббота, 1 октября 2016 г.

Конспект для 5 класса: М.И. Глинка (1804-1856).

М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки (как А.С.Пушкин в русской литературе).
Основные произведения:
  • 2 оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».
  • Музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский».
  • 80 произведений: песни, романсы, арии.
  • Симфонические произведения: испанские увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»; фантазии «Камаринская», «Вальс-фантазия».
  • Инструментальные ансамбли.
  • Фортепианные произведения: мазурки, вариации, ноктюрны.
Истоки музыки М.И.Глинки уводят в русское народное твочество: любовь к Родине, ее народу, к русской природе.
Глинка родился в семье отставного капитана, в селе Новосспаское Смоленской губернии. Мишенька был слабым, болезненным ребенком. Его воспитанием занималась его бабушка. Яркие впечатления остались от русских песен и сказок его няни Авдотьи Ивановны.
Спасаясь от нашествия Наполеоновской армии, в 1812 году семья Глинки покинула имение. Оно было разрушено. Мальчик навсегда проникся любовью и уважением к русскому народу, его могучей силы и душевной красоты.
В 13 лет Глинку отдали учиться в Петербурге в Благородный институт при Главном педагогическом институте. Изучает: иностранные языки, географию, зоологию, музыку.
По окончании, работает в канцелярии Главного управления путей сообщения. В эти годы общается с Мицкевичем, Грибоедовым, Керн. В 1828 году против воли отца Глинка оставил службу, чтобы полностью посвятить себя творчеству.
В 1830 году едет поправить здоровье за границу. Побывал в Варшаве, в Германии, Италии. Занимается пением, берет уроки теории у Зигфрида Дена. Вернувшись в Россию стал сочинять оперу о патриотическом подвиге крестьянина Ивана Сусанина.
3 года Глинка проработал капельмейстером в Придворной капелле.
В 1836 г. создает оперу «Руслан и Людмила». Глинка мечтал что-бы либретто написал Пушкин, но его смерть помешала этому. Глинка сам пишет либретто, и ему помогает поэт-любитель В.Ширков. В это время знакомится с дочерью А.П.Керн, Екатериной Ермолаевной (ей посвящает «Вальс-фантазия», и романс «Я помню чудное мгновенье»).
В 1844 году едет за границу, чтобы «забыть о своем горе», его отношения с Е.Е.Керн не получили дальнейшего развития. Посетил Францию, Испанию, где знакомится с П.Мориме, Д.Обером, В Гюго, Г.Берлиозом. В это время пишет увертюру «Арагонская хота» (хота – испанский народный танец, распространенный в провинции Арагон).
Возвращаясь в Петербург, по настоянию своей сестры Людмилы Ивановны Шестаковой Глинка начинает работать над автобиографическими «Записками».
В 1856 году Глинка сильно простудился. Грипп вызвал обострение болезни печени, и 3 февраля Глинки не стало. Похоронен в г. Петербурге.


М.И.ГЛИНКА - ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН»

Предложил написать оперу Глинке поэт Жуковский.
Жанр. Опера «Иван Сусанин» - первая русская классическая историко-патриотическая трагедийная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок.
История создания. Сюжет. Сюжетом послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, в трудное время оккупации иностранными захватчиками. Польские войска уже были изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин со своей семьей. Сусанин согласился стать проводником, но завел поляков в непроходимые дебри и сам погиб.
Либретто составил барон Розен.
Герои: Иван Сусанин – (бас) – главный герой
Антонида - (сопрано) – дочь Сусанина
Сабинин - (тенор) – жених Антониды
Ваня - (альт) – приемный сын Сусанина
Композиция оперы.
Увертюра, 4 действия, эпилог (т.е. завершение, итог).
Экспозиция (показ образов) –
I действие – русский народ
II действие – польский народ
Развязка и завязка сюжета -
III действие – Сусанин уводит поляков в лес
Кульминация -
IV действие – гибель Сусанина
Драматургия оперы.
Сопоставление 2-х сфер: русская и польская. Русская – главная, она показана композитором во всем многообразии душевных и духовных качеств человека. Она поднята до уровня трагедийности, благодаря идее любви к Отечеству и вся пронизана русской песенностью. Ей противостоит польская сфера (II действие: мазурка, полонез, краковяк, вальс).
I ДЕЙСТВИЕ- происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с семьей. Дочь Антонида ждет возращение своего жениха – ратника Сабинина, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о свадьбе. С отрядом ратников прибывает Сабинин, который рассказывает об успехах русского ополчения. Иван Сусанин благословляет Сабинина и Антониду.
1. Опера начинается с Увертюры. Этот раздел оперы показывает русский народ как главную движущую силу и выражает идею оперы – любовь русского народа к своей Родине. Поет 2 хора: мужской и женский.
2. Каватина и рондо Антониды– раскрывает типичные черты русской девушки – нежность, простота, доброта. Мелодия каватины – задумчивая. Рондо – светлый и оживленный характер.
3. Трио «Не томи родимый» начинает Сабинин, подхватывает Антонида, затем вступает Сусанин. Мелодия построена на интонациях городских бытовых песен.
II ДЕЙСТВИЕназывают «польским актом». Бал в зале польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси. Но появляется гонец, он сообщает о тяжелом положении польского войска, и том, что Минин и Пожарский собирают ополчение, чтобы окончательно разгромить врага. Тут же создает план нового вторжения. 4 танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка образуют симфоническую сюиту.
4. Полонез - польский народный танец
5. Краковяк – польский народный танец
6. Вальс - австрийский танец
7. Мазурка – польский народный танец
III ДЕЙСТВИЕ происходит в доме Сусанина, где готовятся к свадьбе Антониды и Сабинина. Внезапно появляются поляки, они требуют чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам же решает завести поляков в непроходимую лесную глушь. Приходят подружки Антониды. Они находят ее в слезах т. к. Антонида опасается за жизнь отца. Появляется Сабинин, который вместе с крестьянами решает идти на поиски Сусанина и польского отряда.
8. Песня Вани «Как мать убили» - это музыкальная характеристика мальчика-сироты. Простая, задушевная мелодия лежит в основе песни.
9. Свадебный хор «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» - мелодия близка русским свадебным величальным песням.
10. Песня-романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» - раскрывает всю глубину горя Антониды и показывает богатство ее душевного мира.

IV ДЕЙСТВИЕ
Сабинин со своими людьми пробираются по лесу. Разыскивая следы.
Ворота монастыря, где находятся ополченцы, прибегает Ваня и сообщает о польском отряде. Воины выступают.
Ночь. Лес. Холод. Здесь поляки и Сусанин. Поляки засыпают, но позже понимают, что Сусанин умышленно завел их сюда, и убивают его.
11. Ария Сусанина «Взойдет заря». Именно в этой арии до конца раскрывается образ Сусанина как героя и патриота. Сусанин предчувствует скорую гибель, вспоминает своих детей, мысленно прощается с ними и готовится к смерти.
Эпилог - (от греческого заключение)- это картина дополняющая основное действие.
В Москве на Красной площади народ празднует победу над врагом. Появляется Антонида, Сабинин, Ваня, и рассказывают о трагической гибели Сусанина.
12. Хор «Славься!» - заключение, славит родную землю и погибших героев.


СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М.И.ГЛИНКИ

Фантазия «Камаринская»
Это вариации на темы 2 русских народных песен.
1 тема – свадебная «Из-за гор, гор высоких». Повествует о белой лебедушке – невесте, которую клюют щиплют серые гуси – недобрая женихова родня. Мелодия напевная. плавная, задумчивая.
2 тема – удалая русская плясовая «Камаринская».

«Вальс-фантазия»
Фантазия – (от греческого воображение) – музыкальная пьеса в свободной форме. Первоначально это была небольшая фортепианная пьеса, позднее расширена и оркестрована.
В основе лежит минорная задушевная, ласковая тема. Благодаря низходящей тритоновой интонации эта тема звучит порывисто и напряженно. Главная тема повторяясь несколько раз, чередуется со светлыми эпизодами образует форму рондо.

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО М.И. ГЛИНКИ.
Глинка написал более 70 романсов. В них отразились чувства самого композитора: любовь и ревность, разочарование, восторг, разлука.
Среди романсов и песен Глинки можно встретить разные жанры: элегия – «Не искушай» на слова Баратынского, «Сомнение» сл. Кукольника; серенада – «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир» ( поэтическая картина); марш – «Рыцарский романс»; баркаролла – «Уснули голубые»; каватина – «Давно ли роскошно, ты розой цвела»; застольная песня – «Прощальная песня».
1.«Я помню чудное мгновенье» - романс на слова А.С.Пушкина. Имеет 3-х частную форму, которая соответствует содержанию стихотворения, отражая 3 момента душевного содержания: первая встреча, разлука и радость вновь наступившего свидания.
2.«Попутная песня» на слова Кукольника. Глинка первым передал в музыке впечатления от поездки по железной дороге.
3.«Сомнение» на слова Кукольника. В романсе говорится о борьбе чувств в душе человека.

4. «Жаворонок» на слова Кукольника. Это пример жанра «народной песни», где рисуется образ русской природы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий