М.И.
Глинка – основоположник русской
классической музыки (как А.С.Пушкин в
русской литературе).
Основные
произведения:
- 2 оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».
- Музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский».
- 80 произведений: песни, романсы, арии.
- Симфонические произведения: испанские увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»; фантазии «Камаринская», «Вальс-фантазия».
- Инструментальные ансамбли.
- Фортепианные произведения: мазурки, вариации, ноктюрны.
Истоки
музыки М.И.Глинки уводят в русское
народное твочество: любовь к Родине, ее
народу, к русской природе.
Глинка
родился в семье отставного капитана, в
селе Новосспаское Смоленской губернии.
Мишенька был слабым, болезненным
ребенком. Его воспитанием занималась
его бабушка. Яркие впечатления остались
от русских песен и сказок его няни
Авдотьи Ивановны.
Спасаясь
от нашествия Наполеоновской армии, в
1812 году семья Глинки покинула имение.
Оно было разрушено. Мальчик навсегда
проникся любовью и уважением к русскому
народу, его могучей силы и душевной
красоты.
В
13 лет Глинку отдали учиться в Петербурге
в Благородный институт при Главном
педагогическом институте. Изучает:
иностранные языки, географию, зоологию,
музыку.
По
окончании, работает в канцелярии
Главного управления путей сообщения.
В эти годы общается с Мицкевичем,
Грибоедовым, Керн. В 1828 году против воли
отца Глинка оставил службу, чтобы
полностью посвятить себя творчеству.
В
1830 году едет поправить здоровье за
границу. Побывал в Варшаве, в Германии,
Италии. Занимается пением, берет уроки
теории у Зигфрида Дена. Вернувшись в
Россию стал сочинять оперу о патриотическом
подвиге крестьянина Ивана Сусанина.
3
года Глинка проработал капельмейстером
в Придворной капелле.
В
1836 г. создает оперу «Руслан и Людмила».
Глинка мечтал что-бы либретто написал
Пушкин, но его смерть помешала этому.
Глинка сам пишет либретто, и ему помогает
поэт-любитель В.Ширков. В это время
знакомится с дочерью А.П.Керн, Екатериной
Ермолаевной (ей посвящает «Вальс-фантазия»,
и романс «Я помню чудное мгновенье»).
В
1844 году едет за границу, чтобы «забыть
о своем горе», его отношения с Е.Е.Керн
не получили дальнейшего развития.
Посетил Францию, Испанию, где знакомится
с П.Мориме, Д.Обером, В Гюго, Г.Берлиозом.
В это время пишет увертюру «Арагонская
хота» (хота – испанский народный танец,
распространенный в провинции Арагон).
Возвращаясь
в Петербург, по настоянию своей сестры
Людмилы Ивановны Шестаковой Глинка
начинает работать над автобиографическими
«Записками».
В
1856 году Глинка сильно простудился. Грипп
вызвал обострение болезни печени, и 3
февраля Глинки не стало. Похоронен в г.
Петербурге.
М.И.ГЛИНКА
- ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН»
Предложил
написать оперу Глинке поэт Жуковский.
Жанр.
Опера «Иван Сусанин» - первая
русская классическая историко-патриотическая
трагедийная опера, основанная на
непрерывном музыкальном развитии, без
разговорных вставок.
История
создания. Сюжет. Сюжетом послужило
предание о героическом подвиге
костромского крестьянина Ивана Сусанина
в 1612 году, в трудное время оккупации
иностранными захватчиками. Польские
войска уже были изгнаны из Москвы, но
отдельные их отряды еще бродили по
стране. Один из таких отрядов забрел в
село Домнино, где жил Иван Сусанин со
своей семьей. Сусанин согласился стать
проводником, но завел поляков в
непроходимые дебри и сам погиб.
Либретто
составил барон Розен.
Герои:
Иван Сусанин – (бас) – главный герой
Антонида
- (сопрано) – дочь Сусанина
Сабинин
- (тенор) – жених Антониды
Ваня
- (альт) – приемный сын Сусанина
Композиция
оперы.
Увертюра,
4 действия, эпилог (т.е. завершение,
итог).
Экспозиция
(показ образов) –
I
действие – русский народ
II
действие – польский народ
Развязка
и завязка сюжета -
III
действие – Сусанин уводит поляков в
лес
Кульминация
-
IV
действие – гибель Сусанина
Драматургия
оперы.
Сопоставление
2-х сфер: русская и польская. Русская –
главная, она показана композитором во
всем многообразии душевных и духовных
качеств человека. Она поднята до уровня
трагедийности, благодаря идее любви к
Отечеству и вся пронизана русской
песенностью. Ей противостоит польская
сфера (II действие: мазурка, полонез,
краковяк, вальс).
I
ДЕЙСТВИЕ- происходит в селе
Домнино, где живет Иван Сусанин с семьей.
Дочь Антонида ждет возращение своего
жениха – ратника Сабинина, который
защищает Родину от врагов. Девушка
мечтает о свадьбе. С отрядом ратников
прибывает Сабинин, который рассказывает
об успехах русского ополчения. Иван
Сусанин благословляет Сабинина и
Антониду.
1. Опера
начинается с Увертюры. Этот
раздел оперы показывает русский народ
как главную движущую силу и выражает
идею оперы – любовь русского народа к
своей Родине. Поет 2 хора: мужской и
женский.
2. Каватина
и рондо Антониды– раскрывает
типичные черты русской девушки –
нежность, простота, доброта. Мелодия
каватины – задумчивая. Рондо – светлый
и оживленный характер.
3. Трио
«Не томи родимый» начинает Сабинин,
подхватывает Антонида, затем вступает
Сусанин. Мелодия построена на интонациях
городских бытовых песен.
II
ДЕЙСТВИЕ – называют «польским
актом». Бал в зале польского короля
Сигизмунда. Поляки хвастают своими
победами и уверены в скором завоевании
Руси. Но появляется гонец, он сообщает
о тяжелом положении польского войска,
и том, что Минин и Пожарский собирают
ополчение, чтобы окончательно разгромить
врага. Тут же создает план нового
вторжения. 4 танца: полонез, краковяк,
вальс и мазурка образуют симфоническую
сюиту.
4. Полонез
- польский народный танец
5. Краковяк
– польский народный танец
6. Вальс
- австрийский танец
7. Мазурка
– польский народный танец
III
ДЕЙСТВИЕ – происходит в доме
Сусанина, где готовятся к свадьбе
Антониды и Сабинина. Внезапно появляются
поляки, они требуют чтобы Сусанин указал
им дорогу на Москву. Сусанин украдкой
посылает Ваню предупредить русские
отряды об опасности, сам же решает
завести поляков в непроходимую лесную
глушь. Приходят подружки Антониды. Они
находят ее в слезах т. к. Антонида
опасается за жизнь отца. Появляется
Сабинин, который вместе с крестьянами
решает идти на поиски Сусанина и польского
отряда.
8.
Песня Вани «Как мать убили» - это
музыкальная характеристика мальчика-сироты.
Простая, задушевная мелодия лежит в
основе песни.
9.
Свадебный хор «Разгулялися, разливалися
воды вешние по лугам» - мелодия
близка русским свадебным величальным
песням.
10.
Песня-романс Антониды «Не о том скорблю,
подруженьки» - раскрывает всю
глубину горя Антониды и показывает
богатство ее душевного мира.
IV
ДЕЙСТВИЕ
Сабинин
со своими людьми пробираются по лесу.
Разыскивая следы.
Ворота
монастыря, где находятся ополченцы,
прибегает Ваня и сообщает о польском
отряде. Воины выступают.
Ночь.
Лес. Холод. Здесь поляки и Сусанин. Поляки
засыпают, но позже понимают, что Сусанин
умышленно завел их сюда, и убивают его.
11.
Ария Сусанина «Взойдет заря».
Именно в этой арии до конца раскрывается
образ Сусанина как героя и патриота.
Сусанин предчувствует скорую гибель,
вспоминает своих детей, мысленно
прощается с ними и готовится к смерти.
Эпилог
- (от греческого заключение)- это картина
дополняющая основное действие.
В
Москве на Красной площади народ празднует
победу над врагом. Появляется Антонида,
Сабинин, Ваня, и рассказывают о трагической
гибели Сусанина.
12.
Хор «Славься!» - заключение, славит
родную землю и погибших героев.
СИМФОНИЧЕСКОЕ
ТВОРЧЕСТВО М.И.ГЛИНКИ
Фантазия
«Камаринская»
Это
вариации на темы 2 русских народных
песен.
1
тема – свадебная «Из-за гор, гор высоких».
Повествует о белой лебедушке – невесте,
которую клюют щиплют серые гуси –
недобрая женихова родня. Мелодия
напевная. плавная, задумчивая.
2
тема – удалая русская плясовая
«Камаринская».
«Вальс-фантазия»
Фантазия
– (от греческого воображение) –
музыкальная пьеса в свободной форме.
Первоначально это была небольшая
фортепианная пьеса, позднее расширена
и оркестрована.
В
основе лежит минорная задушевная,
ласковая тема. Благодаря низходящей
тритоновой интонации эта тема звучит
порывисто и напряженно. Главная тема
повторяясь несколько раз, чередуется
со светлыми эпизодами образует форму
рондо.
ВОКАЛЬНОЕ
ТВОРЧЕСТВО М.И. ГЛИНКИ.
Глинка
написал более 70 романсов. В них отразились
чувства самого композитора: любовь и
ревность, разочарование, восторг,
разлука.
Среди
романсов и песен Глинки можно встретить
разные жанры: элегия – «Не искушай» на
слова Баратынского, «Сомнение» сл.
Кукольника; серенада – «Я здесь,
Инезилья», «Ночной зефир» ( поэтическая
картина); марш – «Рыцарский романс»;
баркаролла – «Уснули голубые»; каватина
– «Давно ли роскошно, ты розой цвела»;
застольная песня – «Прощальная песня».
1.«Я
помню чудное мгновенье» - романс
на слова А.С.Пушкина. Имеет 3-х частную
форму, которая соответствует содержанию
стихотворения, отражая 3 момента душевного
содержания: первая встреча, разлука и
радость вновь наступившего свидания.
2.«Попутная
песня» на слова Кукольника. Глинка
первым передал в музыке впечатления от
поездки по железной дороге.
3.«Сомнение»
на слова Кукольника. В романсе говорится
о борьбе чувств в душе человека.
4. «Жаворонок»
на слова Кукольника. Это пример жанра
«народной песни», где рисуется образ
русской природы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий