суббота, 1 октября 2016 г.

Конспект для 3 класса: Содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки.

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В произведениях искусства человек рассказывает об окружающей среде. Как поэзия и живопись музыка помогает нам нарисовать картину природы, передать движение поезда или веселый шум толпы, а так же настроение людей, их чувства и переживания с помощью музыкальных звуков.
Содержание песни, романса, хора легко пересказать, так как музыка звучит вместе со словами. В опере и балете на сцене театра происходят события, которые можно увидеть. Но произведения, написанные для отдельных инструментов или оркестра, содержание раскрывается только в музыкальных звуках. Его нельзя увидеть, трудно пересказать, но можно почувствовать.
Иногда композитор дает инструментальной пьесе название и тем самым поясняет ее содержание, например «Новая кукла» Чайковского.
Немало народных песен и произведений великих композиторов посвящено событиям исторического прошлого - борьбе народа с врагами родины, борьбе против угнетателей. Опера «Иван Сусанин» Глинки повествует о силе, мужестве и патриотизме русского народа, защищавшего родину от польских захватчиков в 1612 года, и о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Он завел вражеский отряд в непроходимую лесную чащу и погиб там как герой.
Композиторы в музыке передавали и картины древнего народного быта. Под впечатлением сцен деревенской жизни М.И. Глинка сочинил для оркестра фантазию «Камаринская».
Главным источником для написания музыкальных произведений являются произведения литературы и народное творчество. Многие оперы и симфонические произведения, романсы и песни заимствуют свое содержание из произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других классиков литературы. Народным сказанием навеяна пьеса Лядова для оркестра «Кикимора». Композитор создал в ней сказочный образ злого, коварного существа.
Большое место в музыке занимают образы природы. Ее звуковые картины можно сравнить с пейзажами живописцев.
Так, ярко и образно, музыка может поведать о том, чем живут люди, что их волнует. В отличие от других видов искусства содержание музыкальных произведений раскрывается своим особым – музыкальным - языком. И знание выразительных средств музыки, составляющих ее язык, поможет глубже понять музыкальное искусство.





ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных звуков.
Выразительные средства музыки – это средства, которыми пользуется композитор для воплощения своего замысла.

МЕЛОДИЯ (с греческого напев, пение) – это музыкальные звуки, выражающие музыкальную мысль. Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и, наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче. Она длится минуты, а то и секунды. Но за это короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть точка цветения, высшая точка развития. Она называется кульминация. Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.
Нетрудно заметить, что строение мелодии похоже на строение речи.
Мотив - маленькая частица мелодии, состоит из нескольких звуков.
Фраза - состоит из нескольких мотивов, исполняется на одном дыхании.
Предложение - состоит из фраз, связанных общей линией развития.
Мелодия бывает не только напевной, как в песне. Взволнованная речь, героический призыв, настойчивый вопрос, также может быть переданы в ней.
Кантилена (с итальянского «пение»)- это напевная, певучая мелодия.
Речитатив (с латинского «чтение вслух»)- это полупение, полуразговор.
Еще одно понятие, с которым мы встречаемся в жизни, тесно связано с музыкой. Есть одно хорошее слово – ЛАД. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье ладят, когда платье сидит ладно. Недаром лад – это согласие, мир, стройность, порядок между звуками, среди которых один звук является как бы опорой. Такие звуки и называются опорными, а другие звуки в ладу как бы тяготеют к этому опорному, или устойчивому, звуку - они называются неустойчивыми звуками лада. В древности существовало множество различных ладов. В европейской музыке наиболее распространенные лады – мажор (в переводе с латинского обозначает «большой») и минор – «меньший». Мажор создает радостное, бодрое настроение, а минор навевает печаль, даже тоску. Из звуков лада образуется звукоряд - это ряд последовательных музыкальных «ступенек» - звуков, которые начинаются непременно с опорного звука. Всего таких ступенек в ладу 7, и называются эти ступеньки гаммой. Тональность – высота лада.
А что же такое ноты и кто их придумал? В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита. А в церковной музыке система записи песнопений называлась невма. Слово это означает «мимический жест» или «кивок головы».
Невмами записывали только вокальную музыку. Певцы часто путались, глядя в неразборчивые звуки; так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, или нотный стан – 5 горизонтальных линеечек, на которых разместились нотные знаки. Произошло это в начале 6 века. Тогда итальянский монах Гвидо д’ Ареццо – Гвидо Аретинский (992 – 1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо – нарисовал те самые первые линеечки. Правда, с начало линеечек было не 5 , а 4 , и все они были разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака – ноты появилась уже графически зафиксированная высота. Такие знаки – символы стали называться не невмами, а нотами. Ноты с латинского означает «записывание, обозначение» как на самих линиях, так и между ними. Ноты похожи на маленькие головки – овалы.
Ноты нужно было как – то называть. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам – хористам разучить молитву. Для этой молитвы Гвидо сочинил
новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты. Вот и получили ноты свое первое название: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La - по, начальным слогам первых 6 слов молитвы. Со временем слог Ut заменили на слог До, а также появилось название еще для одного звука – ноты - Si. Так появился единственный на земле международный язык – язык нот, который ныне понимают все музыканты мира: ДО – РЕ – МИ – ФА – СОЛЬ – ЛЯ – СИ.
Но на 5 линиях умещаются звуки только средней высоты, расположенные, например, в самом центре фортепианной клавиатуры. А если надо обозначить звуки очень высокие или низкие? Для записи таких звуков были придуманы музыкальные ключи - знаки, которые ставятся в начале нотного стана и обозначают высоту звучания музыки. В разных музыкальных ключах одна и та же нота звучит по-разному. Самые главные музыкальные ключи – скрипичный и басовый.

ГАРМОНИЯ
В мелодии звуки следуют друг за другом. Если сыграть несколько звуков одновременно, то получится созвучие – аккорд.
Аккорды сопровождающие мелодию называется - гармонией. Это слово греческого происхождения, которое означает «стройность», «пропорциональность», «созвучность».

РИТМ
Еще одним важным средством музыкальный выразительности является ритм. Ритм является одной первооснов жизни. Он существует повсюду. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмично тикают часы, стучат колеса в поезде, бьется пульс человеческого сердца. Ритм обнаруживается повсюду в окружающем нас мире. Ритм – в переводе с греческого языка означает « стройный», «соразмерный». И называют ритмом только упорядоченное чередование звуков, чаще всего разной длительности. Например, если спеть любую мелодию, то можно увидеть, как длинные звуки сменяют короткие. К выразительным возможностям ритма композиторы обращаются при создании образов движения – шага, бега, скачков, прыжков, полета.

РЕГИСТР
Известно, что музыкальный звукоряд насчитывает около ста различных по высоте звуков. Звуки бывают «тоненькие» - например, так звучит маленькая кофейная чашечка. Эти «тоненькие» звуки принято называть высокими. А про «толстые» звуки говорят, что они низкие.
Расстояние от самого низкого звука инструмента или голоса до самого высокого называется диапазоном. Это слово произошло от греческого dia pason и означает «через все», т.е. в музыке – через все звуки. Разные отрезки диапазона называют регистрами (с латинского «список», «перечень»).
Существуют 3 регистра:
Высокий – светлый, прозрачный, звонкий.
Средний – мягкий, полнозвучный, близок человеческому голосу.
Низкий – мрачный, тяжелый грубый.

ТЕМБР
Каждый инструмент, как и голос человека, имеет свою особую окраску, т. е. тембр. Тембр в музыке играет туже роль, что и краски в изобразительном искусстве. Тембр звука позволяет различать голоса разных людей, игру на различных инструментах. Тембр - свойство, которым обладает каждый звук даже не музыкальный. Слово это произошло от французского, что означает колокольчик, а также метка, т. е. отличительный знак. Другими словами, тембр - это отличительный знак звука, особое его качество, звуковая окраска.
Выразительность голоса певца прежде всего зависит от красоты тембра. Богатство красок человеческого голоса - ярко выразительное средство в вокальной музыке. Певцы хора по характеру голосов разделяются на партии.
Женские голоса – это сопрано и альты (или меццо- сопрано), контральто.
Мужские голоса – тенор, баритон и бас.
Детские певческие голоса делятся на сопрано и альт, а самый высокий голос в хоре мальчиков называют дискантом.
Очень характерны и тембры музыкальных инструментов. У скрипки – струнного смычкового инструмента – тембр мягкий, нежный, богатый оттенок. По выразительности он, как и тембр виолончели, близок человеческому голосу. У трубы же – духового инструмента – тембр яркий, резкий. Она звучит мужественно, призывно, как героический клич.
Тембр – (от французского «колокольчик», «метка») - это звуковая окраска .


ТЕМП
Термин ТЕМП всем понятен – это скорость, с какой исполняется произведение. Слово «темп» происходит от латинского «время». От темпа зависят и характер и настроение пьесы. Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а галоп в медленном. В музыке различные виды темпа принято называть по-итальянски. Если в нотах написано «адажио» (adagio), то это значит «медленно»;
«анданте» ( andante) – «не спеша»;
«аллегро» (allegro) – «скоро»;
«виво» (vivo или vivace ),- «живо», и так далее.
Но какую скорость взять за точку отсчета различных темпов? Как оказалось, больше всего подходит биение пульса человека. Средние по скорости музыкальные темпы приближаются к нормальному, спокойному пульсу: это темп модерато (moderato) – «умеренно», или «размеренно», и анданте – «не спеша».


ДИНАМИКА

Конечно, темп – важное средство выразительности в музыке, от которого многое зависит. Не менее важна ДИНАМИКА исполнения, т. е. сила звучания. Наверняка вы обращали внимание на то, что во время исполнения музыканты играют то громко, то тихо. Это происходит не потому, что так хочется музыканту. Так задумал композитор и указал, при помощи каких динамических оттенков можно раскрыть его замысел. Основных динамических оттенков 2, и вы их отлично знаете: форте – громко и пиано – тихо. В нотах их записывают итальянскими буквами: f и p . Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко – ff (фортиссимо) или очень тихо – pp (пианиссимо). Чтобы указать на постепенное усиление или уменьшение звучания, используют обозначения cresc. и dim. – это начальные буквы итальянских слов крещендо – усиление и диминуэндо – ослабление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий